+16 °С
Болотло
Бөтә яңылыҡтар
мәғариф
23 Декабрь 2016, 02:00

ТУЙМАЗИНСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ЗНАКОМЯТСЯ С АЗАМИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

«Мастер-ОК» – тот же УПК. Но в новом формате
Сотни школьников знакомятся в индустриальном колледже с азами рабочих профессий



В России всё чаще звучат предложения возродить систему учебно-производственных комбинатов, которые существовали в советские времена. Но пока одни лишь говорят о реанимации важного и нужного дела, другие — энтузиасты — сдвигают его с «мёртвой точки».
Сварка словно настоящая
В 2011 году Туймазинский индустриальный колледж получил 23-миллионный грант Правительства РБ, на который приобрёл новейшее оборудование для учебных кабинетов и мастерских. Благодаря этому в 2014 году здесь запустили профориентационный проект по обучению школьников основам рабочих и технических специальностей «Мастер-ОК».
— Перед этим я побывал на приёме у Главы республики Рустэма Хамитова, – говорит автор и координатор проекта, заместитель директора ТИК Олег Гайсин. – Он затею поддержал.
Первым делом Гайсин прошёлся по городским школам и попросил отдать колледжу уроки «Предпрофильной подготовки». Школы пошли навстречу. В девятых классах (а акцент был сделан на них, как на потенциальных «поставщиков» студентов колледжа) на этот предмет отводится один час в неделю. Чтобы не растягивать процесс, часы «уплотнили» до 10 дней, в течение которых ребятам предстояло ознакомиться с основами профессий.
В первый год проект стартовал с такого направления, как «Основы евроремонта». Работники колледжа опасались недобора, однако интерес к начинанию был ажиотажным – в общей сложности по этому направлению выучилось около 200 человек. Глядя на это, число направлений здесь довели до девяти. Сегодня старшеклассники постигают в колледже основы электротехники, электросварки, 3D моделирования, монтажа сантехсистем, семейного бюджета...
— Формируем группы по десять человек, не больше, – продолжает Олег Альбертович. – Ребята работают не на настоящих сварочных аппаратах, а на немецких тренажёрах. Но у них даже дуга не отличима от настоящей! Умная техника сама оценивает работу ученика и ставит ему оценку.
Все направления в «Мастерке» перекликаются со специальностями, профессиями, которым учат в колледже. Оно и понятно – проект как раз и создавался для их популяризации. Для организаторов главное, чтобы подросток прочувствовал специальность, профессию, прислушался к себе – лежит ли у него к ней душа. Если да – он непременно вернётся сюда снова. Уже не слушателем «Мастерка», а полноценным студентом.
Настоящие бизнесмены понимают. И помогают
— Наша главная «болевая точка» — финансирование, — признаётся Гайсин. — Каждый ученик обходится примерно в тысячу рублей. В нынешнем году через «Мастер-ОК» прошло около 500 человек (при том, что в городе сегодня насчитывается чуть больше 600 девятиклассников). В следующем году, думаю, будет не меньше.
Активный блогер Гайсин решает проблему через социальные сети. В первый год он списался с представительством крупнейшей строительной компании. Рассказал им о своём начинании и предложил посотрудничать. Компания заинтересовалась. Её представители побывали в Туймазах, всесторонне изучили проект и тут же заключили договор. Уже три года они бесплатно поставляют в ТИК спецодежду, инструменты, расходные материалы... Говорят, это в их интересах: будущие рабочие и специалисты с юных лет учатся работать с фирменным инструментом компании, производимым ею гипсокартоном, шпаклёвкой и т.д.
В числе спонсоров «Мастерка» – несколько туймазинских заводов, фабрик, строительная компания и две фирмы из Октябрьского. Правда, большинство меценатов «живые» деньги колледжу не дают, предпочитая помогать расходными материалами. Но, как говорится, курочка по зёрнышку клюёт.
А в нынешнем году неугомонный Гайсин опять же через соцсети познакомился с предпринимателем Борисом Жилиным. Тот живёт в Швейцарии и за последние пару лет поддержал около 300 российских социальных проектов. Предприниматель просьбу Гайсина о помощи выслушал, попросил скинуть ему документы, сметы... И вскоре перечислил 850 тысяч рублей.
– Полученных денег нам хватит до апреля следующего года, – говорит Олег Альбертович. – Ведь без финансов не обойтись: нужно платить людям зарплату, приобретать специализированное оборудование. А с мая следующего года вновь начнём искать деньги.
Завтра сделаем робота
Гайсин надеется, что его опыт окажется востребованным в других городах и районах. Ведь сегодня это важное и нужное начинание реализуется за счёт энтузиастов-одиночек, в то время как системная работа позволила бы вывести её на качественно новый уровень.
– В первый год я много ездил по школам, что-то объяснял, доказывал, уговаривал... А сейчас «Мастер-ОК» развивается по накатанной колее, – отмечает он. – В том числе за счёт социальных сетей, где у нас есть свои группы. Так что с потенциальными и будущими учениками можем общаться, не выходя из дома.
Во время обучения мы исподволь ведём «агитационную» работу, чтобы после девятого класса дети поступали в наш колледж. И они поступают! В первый год из 200 человек, которые ходили на курсы, к нам пришли 50. В последующие годы – чуть меньше. Просто потому, что с недавних пор в «Мастер-ОК» начали ходить и девочки. А большинство специальностей в колледже ориентировано на мужчин. Однако процент мальчишек, которые впоследствии поступили в колледж, растёт с каждым годом. Многие из них признаются, что сделали свой выбор в нашу пользу по двум причинам. Первая – они вдруг поняли, что рабочая специальность может быть интересной и при этом позволит им заработать на хлеб с маслом. Вторая – наш колледж для них стал словно дом родной. То есть за несколько месяцев до окончания девятого класса они успели побывать в мастерских и аудиториях, перезнакомились с преподавателями. Таким образом удалось снять психологический барьер в их сознании, который неизбежно появляется при поступлении в незнакомое учебное заведение.
Со следующего года «Мастер-ОК» открывает десятое направление для школяров – «Основы робототехники». Под это дело уже закуплено специальное оборудование. Из него, как из конструктора «Лего», будут собираться действующие роботы. Для одних этот процесс станет развлечением, не больше. Для других – первым шагом на пути к профессии.
Читайте нас: