-19 °С
Болотло
75 лет Победы
Бөтә яңылыҡтар
мәғариф
9 Декабрь 2016, 02:00

ТАТЬЯНА ХЛЕБНИКОВА: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ РЕБЯТАМ НЕ ПОМЕШАЕТ»

Татьяна Хлебникова - директор центра довузовского образования УГНТУ, доктор химических наук, профессор.

– Татьяна Дмитриевна, Вы работаете в центре ровно 20 лет. Как считаете, одарённых детей в республике становится больше?
— Мне не очень нравится формулировка «одарённые дети» – больше импонирует слово «любознательные». Так вот, в начальных классах все детки любознательные. Но к старшим классам несовершенная образовательная система выматывает их так, что огонь в глазах у многих затухает. Если у нас, взрослых, получается сохранить их мотивацию, стремление учиться, они показывают впечатляющие результаты.
Что касается уровня общих знаний, то он резко упал. Вопросы вроде «Куда впадает Волга?» или «Из чего состоят облака?» многим детям задавать бессмысленно – не ответят. Вот примерный диалог с нынешним школьником: «Что производит электростанция?» «Продукцию». «Какую?» «Разнообразную». «Из чего»? «Из сырья». И так – до бесконечности.

— То есть нынешняя организация и методика учебного процесса Вас не особо устраивают?
— А кого они устраивают? Сейчас вся надежда на нового министра образования России Ольгу Васильеву. Она уже сделала серьёзные шаги по модернизации ЕГЭ, школы стали избавляться от ряда учебников, часть которых просто ужасна. Уже за это ей можно сказать спасибо.
В нашем университете работает великолепный профессор-математик, который хранит учебники 1935 года, 1947-го… Они здорово выручают нас в повседневной работе. Думается, и нынешней системе образования не помешает возврат к прежним ценностям.

— Структуры довузовского образования действуют во многих университетах республики. Но доступ к ним открыт в первую очередь уфимским детям. А как быть школьникам с периферии, тем более из сельских районов?
— Любая школа, где бы она ни находилась, может сформировать группу учеников и пригласить наших педагогов к себе. По интересующему их предмету они отчитают необходимое им количество часов. Было время, когда подобное сотрудничество школ с вузами республики угасло. Но сейчас оно вновь набирает обороты.

– Многие старшеклассники уже ломают головы над тем, какую профессию выбрать. Что вы можете им предложить?
— Прекрасно показало себя так называемое профессиональное тестирование: в течение часа подросток отвечает на различные вопросы специалиста, затем вместе с грамотным психологом обсуждает результаты теста. Это очень тонкое исследование, которое не просто даёт ответ: «Вам надо быть врачом», а уточняет, каким именно – реаниматологом или терапевтом. Не инженером, а именно инженером-механиком либо инженером-технологом.