На уроках по социально-бытовой ориентировке педагоги готовят «особенных» детей к самостоятельной жизни
Татьяна ЯКУБЧИК, Ляля ЮСУПОВ,
педагоги коррекционной школы-интерната № 2
В школе-интернате обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения физического развития. Мы стараемся подготовить их к самостоятельной жизни. Помогают в этом уроки социально-бытовой ориентировки, которые являются началом пути во взрослую жизнь.
Занятия формируют и совершенствуют у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умение пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми и т.д.
Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, дополненным макетом городской квартиры. Там ребята могут прочувствовать домашнюю обстановку, учатся ухаживать за одеждой (постирать, погладить), готовить пищу, составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки. Ребёнок может сдать вещи в химчистку и вызвать врача на дом, а также помочь лежачему больному, например, измерить температуру тела.
Особое внимание уделяется технике безопасности. На уроках дети учатся пользоваться нагревательными, электрическим и механическими бытовыми приборами и приспособлениями.
Обучение проводится в виде сюжетно-ролевых игр, бесед. Мы часто совершаем экскурсии группами по 12-15 человек в больничный городок, на предприятия бытового обслуживания, заходим в магазины и на почту.
Но только совместная деятельность учителя и воспитателя, учителя и родителей позволяет достичь желаемых результатов. Поэтому родители с детьми закрепляют полученные знания и умения дома, в процессе практической работы.