+13 °С
Болотло
Бөтә яңылыҡтар
Россия и Башкортостан
9 Февраль 2021, 11:14

Башкир или татарин?

«В Башкирии мы татары, в Татарии мы башкиры», - примерно такую фразу мы слышим порой из уст наших земляков, проживающих на территории северо-западной части нашей республики. И похожая ситуация обстоит с говорами нашего края, который относят то к башкирскому языку, то к татарскому.

Так кто же мы? И какой у нас язык?
Давайте, не спеша, начнем разбираться с этим нелегким, а может и легким, вопросом. Ведь частенько люди усложняют то, что на самом деле является простым даже для ребенка.
Как писал наш земляк краевед К.А.Сарычев: «Из исторических исследований известно, что в 16 веке башкиры жили обособленными племенами и родами. Все лесное и степное пространства запада нынешней Башкирии занимали племена киргиз, елан, байлар, канглы и другие. Племена делились на роды». Далее К.А.Сарычев продолжает: «Руководили родами старейшины (бии), которые выполняли обязанности родовых вождей». (Сарычев К.А. «Из истории административно-территориального деления Туймазинской зоны, затем района»)
Башкиры-вотчинники (по-башкирски: асаба башортлары) владели землей по жалованным грамотам, как до вхождения в Московское царство, так и после, вплоть до 1917 года, когда право вотченного владения землей был отменен известным декретом Ленина о земле. Башкиры-единственный народ в Российской империи, который владел землей на вотчинном праве. Оренбургский военный губернатор Н.П.Безак в 1864 году сообщал: «Башкиры одни во всем нашем государстве владеют землею на вотчинном праве. И даже у казаков земля казенная, им не принадлежащая, которую они ни продавать, ни отдавать в кортому (в аренду) не могут, а башкирам все это дозволено законом». Но ведь, скажете вы, здесь жили и другие народы. Да, помимо башкир в настоящее время живут и другие народы. До власти большевиков здесь указавались мишари, чуваши, вотяки, великоросы, мордва, черемисы, ногаи и др. А уже при советской власти мишари, ногаи и многие башкиры превращаются в новую нацию татар, великоросы указаны как русские, черемисы имкеуются марийцами, а чуваши остались чувашами.
“Стоп!” – скажете вы, “моя бабушка рассказывала, что ее предки из “Татарии”. Такое тоже часто можно услышать. Однако, никакой “Татарии”западнее территории современного Башкортостана до 1920 года не было. А, вот на карте 1709 года составленной специалистами из западной Европы есть Башкирия. Так и написано «Baskiria». Есть и более старые карты с надписью«BACHQUIRES», например. Это уже издание 1685 года. Их очень много. Я лишь привел пример именно привычного для многих названия. В древних документах и картах так же есть Мензелинский уезд Уфимской губернии, есть Бугульминский уезд той же губернии, есть Бузулукский и Бугурусланский уезды Самарской губернии. Удивляюсь, неосведомленности многих людей насчет того, что татары стали называть себя таковыми лишь в начале 20 века. Это настолько очевидно, что об этом даже смешно спорить. Если бы татары всегда считали, что это их этноним, то не было бы ожесточенной 20 летней дискуссии в газетах в начала 20 века по поводу этого этнонима. Или вот еще неоспоримый факт. В метриках 19-века, начала 20-веков народ, проживающий на Урале и в Поволжье не называл себя этим именем. Архивы этих документов, по крайней мере, бывшей Уфимской губернии доступны любому желающему.
Как писал Н.М.Карамзин (1766-1826), который родился в Симбирской губернии, и, видимо, этническую ситуацию в Поволжье знал не из книг, утверждал, что поволжские тюрки не называли себя татарами. “В самом деле, - пишет Карамзин, - не один из нынешних народов Татарских не именует себя Tатарами, но каждый называется особенным именем земли своей..."
«…на Волге местная интеллигенция, после некоторых споров, приняла слово “татар” как название своего народа, вследствие чего возникла Татарская республика. Бартольд В. В. Сочинения. Т. V. М.: Наука, 1968. С. 143.
Скажите это мнение пару человек? Но стоит самому посмотреть древние карты, метрики, о которых указано выше, договора о припуске, другие архивные документы, и все становится на свои места. В последнее время в преддверии предстоящей переписи эти вопросы активно обсуждаются в СМИ. И не всегда доводы основываются на документах. Например, почему-то через 300 лет вдруг кто-то «обнаружил», что в переписях до 1795 года нет башкир. Приехали, как говорится. Ведь любой школьник сможет разобраться в этом. А именно, что башкир в те времена поименно еще не учитывали. Как в прочем и многие народы и сословия. Эти «специалисты» вдруг, я подчеркиваю это, вдруг заметили, что башкир там нет и, следовательно, и не было. Значит, надо срочно заполнить «пустое пространство». Бац! Вот они стали заполнять! Кстати, до 1762 года в тех документах не учитывались и женщины. Значит, их тоже не было?
Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. В похозяйственных книгах 30-х годов мы видим, как многие наши соотечественники записаны татарами, а их отцы башкирками. Таких примеров очень много.
Наш северо-западный говор уже давно описан, изучен и по нему уже сделали доклады, начиная с 50-х годов. Наш говор имеет более архаичную форму, близкую к общетюркским наречиям. Его еще называют старобашкирским языком. Несмотря на то, что многие годы преподавался казанский татарский язык в школах, люди все равно говорили на своем говоре. Да, по звучанию близок к современному татарскому, однако факт остается фактом: наш язык – это говор башкирского языка.
Сейчас допускается множество мнений и высказываний. И в этом «мусорном» потоке информации важно слышать мнения авторитетных экспертов. Поэтому я призываю, не торопиться, спокойно осмысливать информацию, сохранять добрые отношения со всеми людьми.
Региональный представитель АНО «Шежере" Альберт Имаил.
Читайте нас: