С 1 января 2017 года вступают в силу предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» правила взаимодействия коллекторов с гражданами – должниками, при осуществлении деятельности по взысканию просроченной задолженности.
Закон касается граждан, имеющих задолженность по потребительским кредитам. Ограничения закона на иные правоотношения по взысканию задолженности, например в сфере ЖКХ, не распространяются. Исключение составляют случаи передачи полномочий по взысканию задолженностей по услугам ЖКХ кредитным организациям или юридическим лицам, к ним приравненным.
Кроме того, в силу положений закона взыскатель задолженности (коллектор) имеет право на личные встречи и телефонные переговоры с должником, текстовые, телеграфные, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления по месту пребывания или месту жительства должника.
Законодателем предусмотрены ограничения подобного взаимодействия. Взаимодействие кредитора с должником не допускается в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника. Личные встречи ограничены периодичностью не более 1 раза в неделю, общение по телефону с должником не чаще 1 раза в сутки, более двух раз в неделю и более восьми раз в месяц.
Кроме того, установлены ограничения и по телеграфным, СМС и прочим письменным и устным сообщениям о задолженности. Их нельзя направлять в рабочие дни в период с 22 до 8 часов, и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, общим числом более 2 раз в сутки, более 4 раз в неделю, более 16 раз в месяц.
Должнику перед общением обязаны сообщить фамилия, имя, отчество (при наличии) либо наименование кредитора или того, кто действует от его имени. Это касается как личного и телефонного, так и любого иного взаимодействия с должником.
Дополнительно в письменных сообщениях указываются номер телефона, информация о кредиторе, включая наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, ФИО и должность лица, подписавшего сообщение и ряд иных документов.
Таким образом, закон вводит для кредитора запрет на направленные на возврат задолженности действия по применению к должнику и иным лицам физической силы либо угроз ее применения, угроз убийством или причинением вреда здоровью; уничтожением или повреждением имущества либо угроз уничтожения или повреждения имущества; на применение методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказание психологического давления на должника и его близких, совершением иных действий, унижающих честь и достоинство; на введение должника и иных лиц в заблуждение относительно размера долга, передачи вопроса о возврате долга в суд, уголовного преследования и т.д.
Также закон предусматривает возможность для кредитной организации письменно заключить с должником соглашение на дополнительное взаимодействие. В данном случае должник может в любой момент отказаться от исполнения такого соглашения, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и в его интересах, направив кредитору по почте заказным письмом соответствующее уведомление или вручив его под расписку.
Запрет на общение с родственниками должника, за исключением одновременного соблюдения двух условий введен законодателем. У кредитора должно быть письменное согласие должника на взаимодействие с третьим лицом по возврату задолженности, и это третье лицо не выражало несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
Кроме того, должник также имеет право отказаться от взаимодействия с кредитором, либо переложить функции такого взаимодействия на своего представителя, но в этом случае в качестве его представителя может выступать только адвокат.